Жанр: драма
Хронометраж: 119 минут
Сценарий: Анна Матисон, Тимур Эзугбая
Режиссер: Анна Матисон
Продюсеры: Алексей Кублицкий, Анна Матисон
Генеральный продюсер: Сергей Безруков
В ролях: Сергей Безруков, Анастасия Безрукова, Алёна Бабенко, Карина Андоленко, Виталий Егоров, Сергей Газаров, Мария Смольникова, Мария Звонарёва, Тамара Акулова, Степан Куликов, Илья Любимов, Галина Бокашевская, Сергей Вершинин, Владимир Меньшов, Сергей Медведев, Денис Матвиенко, Мария Богданович, Наталья Шклярук и др.
Появляются роли самих себя: Валерий Гергиев, Раду Поклитару, Алла Духова, Дмитрий Хрусталев, Вячеслав Кулаев, Александр Сиваев.

Фильм создан при поддержке Министерства Культуры РФ, Фонда Кино и Государственного академического Мариинского театра. 

"Чтобы сделать что-то, нужно или от рождения быть отчаянным, или чтобы обстоятельства стали отчаянными". Так думает Алексей Темников, поставленный жизнью в те самые отчаянные обстоятельства, когда важным остается лишь одно: "Что я оставлю после себя?" 

Вопрос, важный для любого мужчины, обострен до предела тем, что Темников – гениальный танцор, лишенный возможности танцевать. Травма, полученная на сцене 20 лет назад и прервавшая его карьеру, прогрессирует, и совсем скоро Темников не сможет ходить, что для него равносильно смерти. Помочь или просто поддержать Темникова никто не может, и не потому, что нет желающих, а потому, что он сам этого категорически не желает. Тяжелый характер и неоспоримый талант превратили его жизнь в тотальное одиночество.

Главный герой Алексей Темников появляется на экране с первой фразой: «да пошёл ты», садится в Феррари и уезжает. Темников – образ парадоксально притягательный. Может показаться, что «После тебя» - это история про балет. Или история про взаимоотношения отца с дочерью. Или про травму, изменившую жизнь. На самом деле, это фильм про характер.  

«После тебя» – дебют Сергея Безрукова в авторском кино. В картине использован довольно редкий прием, когда главный герой присутствует буквально в каждой сцене, что, через некоторое время, дает полное погружение в его жизнь. С течением экранного времени мы все больше понимаем главного героя, его мотивации, его мысли, причины поступков, которые, будучи вырванными из контекста и показанными отдельно, однозначно осуждались бы, но каким-то странным образом к концу фильма мы перестаем судить и применять наши стандартные человеческие мерки «плохо – хорошо» к герою. Спасает и чувство юмора героя, который с иронией относится не только ко всему окружающему миру, но и к самому себе. 

Анна Матисон, режиссер: «Удивительно, что Сергей, будучи одним из крупнейших театральных актеров, до сих пор не снимался в авторском кино. Тот образ, который вы увидите в фильме, на мой взгляд, – это очень тонкая работа, стопроцентное перевоплощение, когда люди, после просмотра фильма, начинают искать в интернете, кто такой Темников. Вы не встретите ни одного клише, которые традиционно используют, приглашая Сергея на ту или иную роль. Сценарий писался специально для него и под его возможности, и я не знаю, кто бы еще мог выстроить роль так, как сделал это Сергей, и даже просто – справиться с ней физически. Недостаточно сказать: «наш герой – бывший танцовщик балета», мы должны это видеть в каждом шаге, в каждом взгляде, в осанке и жестах. Более того, Сергею нужно было танцевать в кадре самому».

Главная женская роль тоже писалась под конкретную актрису – 12-летнюю Анастасию Безрукову. Помимо того, что Настя является одной из самых красивых девочек-моделей в мире, она прекрасно показала себя в предыдущей картине А.Матисон «Млечный путь». В «После тебя» Настя исполнила роль Кьяры, уже взрослой дочери Темникова, о существовании которой он не подозревал. 

Сергей Безруков: «В этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом. Признаюсь, мне знакомо ощущение,  что уже сложно найти что-то новое в своей профессии, вроде бы, все уже сыграл. Роль Темникова открыла для меня новые возможности: было интересно играть абсолютно закрытого, скупого на любые эмоциональные проявления человека, при этом – постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель. Для меня это совершенно новый опыт».

Сильный актерский состав – обязательное условие для подобной картины. Помимо актерского дуэта двух артистов-однофамильцев Сергея и Анастасии Безруковых, в фильме приняли участие Алена Бабенко, Сергей Газаров, Владимир Меньшов, Виталий Егоров, Тамара Акулова, Мария Смольникова, а также многие артисты МГТ (Московского Губернского театра) – Карина Андоленко, Степан Куликов, Галина Бокашевская, Сергей Вершинин и так далее. 

Главный герой не имеет прототипа в реальной жизни. Идея этого образа и всего сюжета родилась из одной мысли: что будет, если лишить гениального человека возможности реализовывать свой гений? Притом – человека, которого это не сломает, он не начнет пить, не опустится, а продолжит жить и даже разумно распорядится имеющимися у него деньгами. Какой будет такая жизнь, и что должно произойти, чтобы герой вырвался из этого существования? 

Меньше года прошло с момента первого импульса, первой задумки до момента, когда фильм был готов. Во многом это стало возможно благодаря тому, что еще на уровне сценария были заложены многие съемочные и монтажные решения, напрямую связанные с драматургией. 

Тимур Эзугбая, сценарист: «Монтаж традиционно не связан со сценарием, это отдельная работа, но в данном случае все иначе. Мы закладывали структурное деление на три части: день, неделя, месяц, и каждой части соответствует собственное течение времени, собственный ритм. Дольше всего на экране – «день». И день тянется бесконечно, следовательно, снят этот день в одноплановой манере. Монтаж появляется с наступлением «недели», и становится бешеным по скорости, когда дело доходит до «месяца». Окончание «месяца», то есть – третьей части, могло бы быть финалом картины, но есть и четвертая часть, созданная, как отдельное маленькое кино. Идея подобной структуры возникла еще на уровне замысла, и с ней было по-настоящему интересно работать». 

Сергей Безруков: «Когда одна сцена длится более 10 минут – это, с одной стороны, привычно для театрального актера, и очень хорошо для того, чтобы держать и развивать роль эмоционально, но, с другой стороны, невероятно сложно, так как в кино – свои законы: отрепетированное движение камеры, отрепетированная глубина фокуса, отработанная мизансцена. Любая импровизация в кадре, в отличие от театральной сцены, ведет к пересъемке всего однопланового эпизода. А если такой эпизод снимается весь день? И в него вовлечены десятки артистов и специальная техника? Представляете, какая эта ответственность? Требуются железные нервы. Например, смена с ночным троллейбусом – просто незабываема». 

Если говорить о музыкальном оформлении, то это не просто сопровождение визуального ряда, а отдельная драматургическая линия. Воспринимая происходящее через главного героя, мы, в том числе, погружаемся в его «плейлист». Музыка – по сути, единственное, что по-настоящему интересно герою. Как для человека, в музыке великолепно разбирающегося, для Темникова принципиально важно не только, что за музыка звучит, но и как она исполнена: «Если Моцарта испоганил какой-нибудь придурок, то Моцарт, при этом, не виноват». В результате, в картине вы можете услышать произведения Баха, Прокофьева, Стравинского, Щедрина, Шостаковича, Гласса, Вареза, Дебюсси, Берлиоза и т.д. в лучших исполнениях: от Валерия Гергиева до Марии Каллас. 

Как уже говорилось, «После тебя» – это фильм не про балет. Вы не увидите ни обычных закулисных интриг, ни перипетий, связанных с постановкой или исполнением. Фильм точно не про это. Тем не менее, балетная школа, отдельные танцевальные номера, а главное – полноценный спектакль,  - все это требовало участия действующего хореографа. Большой удачей стало участие в проекте Раду Поклитару, одного из самых известных хореографов, работающих в направлении модерн. Раду непосредственно работал с Сергеем Безруковым, в результате, в кадре, лишь десять-пятнадцать процентов танца исполнено дублером (премьером Мариинского театра Денисом Матвиенко), все остальное танцует сам Сергей. 

Беспрецедентным опытом для кино стало создание совершенно нового балета «Симфония в трех движениях». Балет поставлен силами Мариинского театра, и, более того, теперь включен в репертуар. Здесь трудно переоценить участие театра и лично маэстро Валерия Гергиева, который, кстати, даже сыграл в двух эпизодах фильма. 

Раду Поклитару, хореограф: «Я уже 40 лет занимаюсь танцем. И меня очень трудно чем-либо удивить. Но первая же репетиция с Сергеем Безруковым повергла меня в шок! Ни я, ни мой ассистент, солист Большого театра Ян Годовский, не могли поверить, что драматический актёр, человек, не имеющий специального хореографического образования, может ТАК двигаться в сложной, непривычной танцевальной пластике. Абсолютно авторитетно заявляю – далеко не каждый «ортодоксальный» артист балета может так полно и органично вписать себя в создаваемый мной хореографический язык. Думаю, что разгадка этого парадокса проста – это Талант, данный Богом.

Не буду лукавить - я давно мечтал о постановке балета в Мариинском театре. Но не мог даже предположить, что мечта осуществится с помощью смежного вида искусства – кино. «Симфония в трёх движениях» на музыку Игоря Стравинского, созданная мною для артистов Мариинки, с одной стороны – неотъемлемая часть фильма, с другой – абсолютно самостоятельное произведение, уже живущее своей жизнью, как часть балетного репертуара театра. После этой работы осталось замечательное послевкусие – энтузиазм артистов, творческое общение с маэстро Гергиевым, тёплый зрительский приём и мысль: «То ремесло, которому ты посвятил свою жизнь – прекрасное оправдание твоего существования на Земле».

В качестве эпиграфа к фильму выбрана одна из самых известных цитат знаменитой балерины Майи Михайловны Плисецкой: «Не смиряйтесь, до самого конца не смиряйтесь. Характер – это и есть судьба». Первая версия сценария предполагала участие Майи Михайловны в фильме. Она должна была выступить в роли самой себя. Трагедия, которая произошла совершенно неожиданно, с одной стороны, заставила переписать сценарий, а с другой – посвятить этот фильм Майе Михайловне. Посвятить не впрямую, чтобы избежать параллелей с характером главного героя, но незримо наполнить картину ее присутствием. На столе у главного героя лежит фотография Майи Михайловны, в его кабинете – граффити с ее образом во всю стену. Больше, чем любая другая музыка, в фильме звучит «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, написанная специально для Майи Михайловны, а выбранная цитата и вовсе определяет суть фильма. Характер – это и есть судьба.