В ночь с 28 на 29 июля (с пятницы на субботу) в «Премьере» пройдёт «Киноночь в стиле ретро». В четырёх залах киноцентра зрители увидят легендарные фильмы шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых и девяностых годов XX века. Первые показы начнутся в 23.00. 

Подборки фильмов сделаны самими зрителями и постоянными участниками киноклуба «От заката до рассвета» и разделены в соответствии с десятилетиями выпуска кинокартин. Так, в зале «Шестидесятых» пермяки увидят фильмы Стэнли Кубрика, Сем Пекинпа и Жана-Люка Годара. В зале «Семидесятых» покажут фильмы Терри Джонса, Мартина Скорсезе и «самый страшный» фильм всех времен Уильяма Фридкина. В зале «Восьмидесятых» зрителей ждут кинокартины Джона Хьюза, Джима Джармуша и Джеймса Кемерона. Наконец, в зале «Девяностых» можно будет увидеть легендарные фильмы, вышедшие в 90-х годах, снятые Алексом Пройасом, Сэмом Мендесем и Фрэнком Дарабонтом. 

«Распространено мнение, что «старое» кино скучное и неинтересное. На «Киноночи» мы полностью опровергнем этот стереотип, покажем и докажем ценность классического кинематографа, который является кладезью для современных режиссеров, зачастую заимствующих приемы, методы и даже целые сюжеты у своих старших коллег. Конечно, важной частью наших обсуждений станет сопоставление фильмов с историческим контекстом в момент его создания и выхода на экраны. В программе мы постарались подобрать фильмы-артефакты своих эпох, которые помогут совершить зрителям семичасовое путешествие в прошлое» — рассказывает о «Киноночи» координатор мероприятия Дмитрий Бронников.

Следить за новостями можно в официальной группе мероприятия.

ПРОГРАММА КИНОНОЧИ

ЗАЛ «ШЕСТИДЕСЯТЫХ» 

23.00 
Тема: Антимилитаристская сатира в разгар Холодной войны (на материале фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу») ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ БОЯТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ БОМБУ (18+) «Черная» комедия.
Реж. Стэнли Кубрик. В гл. ролях: Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Стерлинг Хейден, Кинен Уинн, Слим Пикенс. Великобритания, США, 1963, 95 мин. Одержимый мыслью о том, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки», генерал Джек Д. Риппер, командир военно-воздушной базы посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР. Президент США Маффи пытается спасти положение, он собирает своих советников, включая доблестного генерала Тергидсона и прикованного к инвалидной коляске бывшего нацистского ученого доктора Стрейнджлава. В интервью журналу Playboy в сентябре 1968 года Кубрик сказал: «Можете ли вы себе представить, что могло случиться в разгар Кубинского ракетного кризиса, если какой-то ненормальный официант подсунул ЛСД Кеннеди в кофе или, с другой стороны, Хрущёву в водку? Жуткая возможность». «Стрейнджлав» лидировал в американском прокате 17 недель подряд и вызвал бурные дискуссии среди журналистов и интеллектуалов. Кинокритик Полин Кейл утверждала, что фильм «открыл новую эпоху в кинематографе», «высмеяв всё и вся» и «скрыв свою либеральную направленность». 

01.15 
Тема: Жан-Люк Годар: Кинореволюционер на службе капитализма (на материале фильма «Презрение») 
ПРЕЗРЕНИЕ (18+) 
Драма. Реж. Жан-Люк Годар. В гл. ролях: Брижит Бардо, Фриц Ланг, Джек Пэланс, Джорджия Молл, Мишель Пикколи. Франция, Италия, 1963, 103 мин. На Капри снимается исторический фильм об Одиссее и Пенелопе. Французский сценарист Поль постоянно ревнует свою жену Камиллу к американскому продюсеру Джереми Прокошу. Она же на эту опеку и зависимость реагирует «презрением». После ряда малобюджетных чёрно-белых лент продюсеры Карло Понти и Джозеф Левин предоставили Годару миллионный бюджет и Бриджит Бардо, секс-бомбу мирового масштаба, для съёмок новой ленты по психологическому роману Альберто Моравиа. Продюсеры предполагали выпустить фильм молодого и очень модного режиссёра в прокат по всему миру, включая США. Чтобы развеять опасения сторонников «новой волны» о том, что кинореволюционер «запродал» свой талант «акулам капитализма», режиссёр превращает фильм в критическое высказывание по поводу абсурдного давления, оказываемого продюсерами на творческий процесс. «Презрение», о котором идёт речь в названии, — то чувство, которое Годар испытывал к миру продюсеров и звёзд. 

03.45 
Тема: Прощание с «кодексом Хэйса» (на материале фильма «Дикая банда») 
ДИКАЯ БАНДА (18+) Драма, вестерн. Реж. Сем Пекинпа.
В гл. ролях: Уильям Холден, Эрнест Боргнайн, Роберт Райан, Эдмонд О’Брайен, Уоррен Оутс. США, 1969, 135 мин. Год 1913-й. Мир на грани Первой мировой, и давно состарившийся Дикий Запад ощущает себя уходящей натурой. Вместе с ним на покой собралась шайка грабителей, «дикая банда», шестеро ловцов удачи, слишком старых для дерзких налетов. Но они готовы еще тряхнуть стариной, и на излете легендарной карьеры порох в пороховницах этих бандолерос обернется последней кровавой бойней… Фильм оказал значительное влияние на способы демонстрации насилия и одновременно преобразовал каноны жанра вестерн. Тема насилия, его роли в американском обществе была поднята очень своевременно; ряд критиков увидел в ленте аллегорию Вьетнамской войны с её бессмысленной жестокостью. Считая «Дикую банду» высшим достижением Пекинпа, кинокритик Дэвид Кук указывает, что фильм «останется бессмертным произведением американского искусства — громадным и взрывным, полным жизни и насилия, с чем-то очень темным и одновременно очень благородным в его душе». 

ЗАЛ «СЕМИДЕСЯТЫХ» 

23.00 
Тема: Миром правит абсурд (на материале фильма «Житие Брайана по Монти Пайтон») ЖИТИЕ БРАЙАНА ПО МОНТИ ПАЙТОН (18+) Комедия. Реж. Терри Джонс. В гл. ролях: Джон Клиз, Грэм Чепмен, Эрик Айдл, Майкл Пэйлин, Терри Джонс, Терри Гиллиам. Великобритания, 1979, 94 мин. Оказывается, 2000 лет назад волхвы слегка промахнулись и из-за небольшой астрономической ошибки явили, было, свои дары не тому новорожденному, которому следовало. Дитя звали Брайан, и он просто родился в тот же час и лишь домом дальше, чем Сами-Знаете-Кто. По причине сего инцидента потом все путали Брайана с Мессией, а ему было лень разубеждать своих поклонников… Монти Пайтон считается революционным явлением в жанре абсурдистского юмора, сделавшего его одним из самых популярных направлений комедийного искусства. В творчестве Монти Пайтон лежат истоки таких популярных явлений культуры как комедийное шоу Фрая и Лори, мультсериал Южный парк и многих других. В своём восхищении Монти Пайтон признавались Маргарет Тетчер и Вячеслав Полунин. 

01.15 

Тема: «Новая волна» Голливуда (на материале фильма «Таксист»)
ТАКСИСТ (18+) Драма, триллер. Реж. Мартин Скорсезе. В гл. ролях: Роберт Де Ниро, Джоди Фостер, Питер Бойл, Сибилл Шепард, Харви Кейтель. США, 1976, 113 мин. Ветеран вьетнамской войны Трэвис Бикл ведет свое одинокое такси по ночным улицам бесконечного города, и перед ним разворачивается мрачная панорама человеческих грехов. Как ветхозаветный пророк, он надеется, что однажды небеса пошлют на землю спасительный дождь, который очистит Нью-Йорк от вековой грязи. А когда умирает надежда, остается только ненависть. Огненный ливень обрушится на головы грешников. Таксист позаботится об этом. «Таксист» вошёл в историю как один из краеугольных камней Нового Голливуда — периода, когда традиционные для коммерческого американского кино формулы переосмысливались в свете уроков французской новой волны. После «Таксиста» в моду вошло «гламурное живоописание ада на земле и воспевание отчаянного стоицизма на фоне распада капиталистической городской цивилизации», которое породило нео-нуаровую эстетику «Бегущего по лезвию» и фильмы Дэвида Финчера, такие как «Семь» и «Бойцовский клуб». 

03.45 


Тема: «Самый страшный» фильм всех времен (на материале фильма «Изгоняющий дьявола») 
ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА (18+) Триллер, драма. Реж. Уильям Фридкин. В гл. ролях: Эллен Бёрстин, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Ли Дж. Кобб, Джейсон Миллер. США, 1973, 122 мин. В семью известной актрисы приходит беда — ее несовершеннолетняя дочь начинает вести себя неадекватным образом. Мать полагает, что это следствие ее личной трагедии, врачи подозревают психическое заболевание и не в силах поставить диагноз. Специально приглашенный священник подозревает, что девочка одержима дьяволом. Еженедельник «Entertainment Weekly» назвал этот фильм самым страшным фильмом за всю историю кино. «Люди ходят в кино по трём причинам: хотят посмеяться, поплакать и попугать себя. И делать фильмы нужно только для того, чтобы смешить, пугать или заставлять плакать», — сказал режиссёр и использовал в «Изгоняющем дьявола» огромное количество устрашений. В фильме раскачиваются полы и стены, летают по комнате предметы, совершаются убийства, раздаётся нечеловеческий рёв и присутствует масса визуальных эффектов, призванных как можно сильнее напугать зрителя. 

ЗАЛ «ВОСЬМИДЕСЯТЫХ» 

23.00 


Тема: Возрождение жанра «молодежное кино» (на материале фильма «Клуб «Завтрак») 
КЛУБ «ЗАВТРАК» (18+) Мелодрама. Реж. Джон Хьюз. В гл.ролях: Эмилио Эстевес, Молли Рингуолд, Джадд Нельсон, Энтони Майкл Холл, Элли Шиди. США, 1985, 97 мин. Пятеро школьников в наказание за проступки вынуждены приехать в школу в выходной день и написать сочинение «Кем вы себя представляете?» Молодым людям с большим трудом удается разобраться в своих проблемах… Критика встретила картину неоднозначно, при этом отметив, что после долгих лет застоя в жанре фильм стал новым словом в молодёжном кино. Картина оказала большое влияние и на эстетику американского кинематографа в целом, значительно подняв планку качества в своём жанре. Волна юношеских комедий и мелодрам, начавшаяся в середине 1980-х, многое позаимствовала у картин Джона Хьюза и «Клуба „Завтрак“», в частности. Как отмечал киновед Тимоти Шери, школьные «классы» Хьюза можно найти практически во всех молодёжных фильмах, вышедших после 1985 года. 

01.15 
Тема: Развитие независимого кинематографа в США (на материале фильма «Вне закона») 
ВНЕ ЗАКОНА (18+) Трагикомедия. Реж. Джим Джармуш. В гл.ролях: Том Уэйтс, Джон Лури, Роберто Бениньи. США, ФРГ, 1986, 107 мин. Действие происходит в Новом Орлеане. Ди-джей Зак, переживающий полосу неудач, соглашается перегнать ворованный автомобиль, чтобы быстро заработать немного денег. К сожалению, его останавливает полиция. В багажнике его машины находят труп. Он попадает в тюрьму. Сутенер Джек, подставленный своим врагом, тоже попадает в руки закона и оказывается в одной камере с Заком. Вскоре в их маленькой камере появляется Роберто, приятный, смешной итальянец, знающий всего несколько фраз по-английски и обожающий американские фильмы. Третья по счёту лента Джармуша, представителя нью-йоркской «новой волны» (иногда употребляют термин «постновая волна», так как речь идёт о киноавангарде не 60-х, а 80-х годов), в ещё большей степени подтвердила его пристрастия к очень своеобразному стилю, который он сам, несколько иронизируя, определил так: «фильм в манере чёрного юмора, квазинеореалистический, но в воображаемом стиле режиссёра из центральной Европы, одержимого Одзу». (Сергей Кудрявцев, «3500 кинорецензий») 

03.45 


Тема: Расцвет эпохи «фантастического мэйнстрима» (на материале фильма «Чужие») 
ЧУЖИЕ (18+) Триллер, фантастика. Реж. Джеймс Кэмерон. В гл.ролях: Сигурни Уивер, Майкл Бин, Кэрри Хенн, Пол Райзер, Лэнс Хенриксен. США, Великобритания, 1986, 137 мин. Чужой — совершенный организм. Идеальная машина для убийства, чье физическое превосходство сочетается с его феноменальной жаждой уничтожения. Офицер Элен Рипли и команда космического корабля Ностромо один раз уже встретилась с такой тварью. В живых осталась только Элен. Капсула с Элен найдена спасателями после многих лет блуждания в космосе. Ей сообщают, что планета LV 426 колонизирована, и ей придется вернуться туда, где начался ее кошмар, ибо связь с колонистами прервалась. И вот в составе группы космического десанта Рипли отправляется на проклятую планету. Но теперь их там поджидает не один Чужой, а тысячи. Кто сможет выжить в этой войне: чудовища, способные только убивать, или люди, способные мыслить? Именно Кэмерон решил, что сиквел должен быть прямым продолжением фильма Ридли Скотта, а не отдельным фильмом. Ему же принадлежала идея перенести действие на много лет в будущее после событий первого фильма, чтобы зрителям легче было понять мотивацию возвращения Рипли на LV 426. Фильм регулярно фигурирует в списках наиболее значимых и высокохудожественных фильмов жанра «научная фантатсика». 

ЗАЛ «ДЕВЯНОСТЫХ» / ЗАЛ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ 

Фильмы, выбранные традиционным голосованием участников группы Киноночи Вконтакте 

23.00 


Тема: Слияние готической эстетики и сплаттерпанка в кинематографе (на материале фильма «Ворон») 
ВОРОН (18+) Триллер, драма, фантастика. Реж. Алекс Пройас. В гл.ролях: Брэндон Ли, Рошелль Дэвис, Эрни Хадсон, Майкл Уинкотт, Бай Лин. США, 1994, 102 мин. Это была мрачная и страшная ночь. Ночь жуткого праздника Хэллоуин. Банда насильников и убийц, ворвавшись в дом молодой пары, жестоко расправилась с рок-музыкантом Эриком и его невестой Шелли. Спустя год Эрик Дрэйвен выбирается из могилы и отправляется на поиски убийц. Человек ли он? Или Ворон, жаждущий возмездия? В основу сценария легла одноименная книга комиксов Джеймса О’Барра, исполненная мрачной поэтики постпанковского воображения. Герой книги прибыл из небытия, чтобы отомстить за свою смерть и убийство своей подруги. Сюжет родился в голове автора через 3 года после того, как в автокатастрофе погибла его возлюбленная. Потом еще семь лет книга пролежала в столе, пока не нашла своего издателя. Когда же наконец она появилась в магазинах, сразу стала бестселлером. 

01.15


Тема: Скромное обаяние американского среднего класса (на материале фильма «Красота по-американски») 
КРАСОТА ПО-АМЕРИКАНСКИ (18+) Драма. Реж. Сэм Мендес. В гл.ролях: Кевин Спейси, Аннетт Бенинг, Тора Бёрч, Уэс Бентли, Мена Сувари. США, 1999, 122 мин. Лестер Бернэм переживает кризис среднего возраста. Его не уважают и не ценят на работе, а от счастливой семьи осталась лишь видимость. У жены Кэролайн страстный роман с коллегой по работе, а угрюмая дочь-подросток Джейн увлечена соседским парнем, побывавшим в психиатрической больнице. Терзаемый душевными муками, Лестер впадает в глубокую депрессию. Но неожиданно для себя влюбляется в одноклассницу дочери Анджелу. Эта пылкая страсть дает Лестеру мощный жизненный импульс. Он ощущает прилив сил и желаний и готов снова радоваться красоте. Как и другие американские фильмы конца 90-х, вроде Бойцовского клуба, Воскрешая мертвецов, Магнолия — Красота по-американски призывает своих зрителей «следовать более осмысленной жизни». Фильм провозглашает сопротивление приспособленчеству, но не отрицает, что люди нуждаются и желают его. Феминистская исследовательница Салли Мант утверждает, что «Красота по-американски» использует свою артхаусные чары для того, чтобы послать сигнал несогласия с действительностью, в первую очередь среднему классу. 

03.45 
Тема: Экранизации произведений Стивена Кинга (на материале фильма «Побег из Шоушенка») 
ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА (18+) Драма. Реж. Фрэнк Дарабонт. В гл.ролях: Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун. США, 1994, 142 мин. Успешный банкир Энди Дюфрейн обвинен в убийстве собственной жены и ее любовника. Оказавшись в тюрьме под названием Шоушенк, он сталкивается с жестокостью и беззаконием, царящими по обе стороны решетки. Каждый, кто попадает в эти стены, становится их рабом до конца жизни. Но Энди, вооруженный живым умом и доброй душой, отказывается мириться с приговором судьбы и начинает разрабатывать невероятно дерзкий план своего освобождения. Оригинальная повесть Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» была, по словам самого писателя, кульминацией всех его впечатлений от различных тюремных фильмов, которые он смотрел в детстве. Стоит отметить, что в 90-ые годы Кинг являлся одним из наиболее часто экранизируемых писателей – 25 его литературных произведений были перенесены на киноэкран в течение десятилетия.