Бурное развитие социальных сетей вызывает регулярные дискуссии на тему: жив или мертв ЖЖ? Сторонники Живого журнала утверждают, что удовлетворяют главную потребность пользователя – предоставляют узкотематическую ценную информацию от компетентных людей. Поклонники соцсетей гордятся обширной коммуникацией. А что думают о перспективах ЖЖ пермские блогеры? О том, что это за профессия, кто такие фито-няшки и как получить бесплатный тариф от сотового оператора MEDIAMODA рассказал промышленный блогер Игорь Ягубков.  

MediaModa: Игорь, как ты стал блогером?  

Игорь Ягубков: 18 февраля нашему блогу Zavodfoto.livejournal.com исполнится 4 года. Проект это семейный, задействованы все: от жены Светланы до младшего сына Стаса. Со временем страница превратилась в промблог № 1 в ЖЖ, потому что в нем собраны интересные репортажи о предприятиях, фабриках и заводах. А начинали мы на обычном энтузиазме. Я никогда не был ни блогером, ни журналистом, ни фотографом. Так сложилось, что по основному месту работы я много путешествовал. Работа была связана с инвестиционной деятельностью, приходилось бывать на предприятиях края. Однажды я поехал в командировку и, между делом, фотографировал. Времени свободного было много. Решил, почему бы и нет? А потом просто стало интересно. Вернулся, обзвонил процентов 80 наших предприятий, договорился о съемках. Захотелось создать промэнциклопедию. Большую. Больше, чем Википедия. Так началась история с добавлением ко мне постов ребят из других ЖЖ, которые тоже писали про промышленность. Плюс я ставил перед собой задачу сформировать положительный образ блогера в Пермском крае. Вот с такими исходными данными пришлось работать. И эту сложную задачу я реализовываю уже два-два с половиной года.

MediaModa: Удалось доказать, а главное – рассказать людям, что ЖЖ – хорошая площадка для пиара? 

Игорь Ягубков: Когда я активно внедрялся в пермскую блогосферу, а активными тогда были человек 10, негатива было очень много, подчеркивалось и выносилось на всеобщее обозрение только плохое. Конечно, преодолеть это удалось не сразу. В большинстве своем удивляло то, что предприятия с выручкой в несколько миллиардов рублей и имевшие выделенную пресс-службу, не знали, что такое ЖЖ и не пользовались этой площадкой для продвижения. Сейчас блогосфера эволюционировала. Раньше люди больше выражали свои мысли и отношение к действительности, сейчас это в основном «история про деньги». Произошла «монетизация» блогов. Есть блогеры, которые работают на государство, на администрации. И это неплохо. Активность, любая, рассказывающая о достижениях того или иного главы, региона в целом – это пиар и развитие внутреннего туризма, рост имиджа. В Пермском крае, к сожалению, это развито плохо.

MediaModa: Расскажи, какие места или промышленные предприятия произвели на тебя наибольшее впечатление? 

Игорь Ягубков: Любое крупное промышленное предприятие способно меня поразить, потому что почти всегда это масштаб, несколько сотен сотрудников и востребованная продукция. Из последних вспоминается питерский завод «Силовые машины». Это глобальная энергомашиностроительная компания, входящая в десятку мировых лидеров отрасли по объему установленного оборудования для тепловых, атомных и гидроэлектростанций. Всего полторы недели переговоров и я туда попал! Для сравнения приведу пример лысьвенского «Привода» (производит аналогичную продукцию): туда я пытаюсь попасть уже три года. Почувствуйте, как говорится, разницу! «Силовые машины» - классные. Я никак не ожидал, что российское предприятие может иметь чистые и стерильные полы, как в каком-нибудь музее, на входе и выходе там «дышишь в трубку» на алкоголь… Я уже не говорю о самой продукции. Это круто! Вообще, всегда нравятся предприятия большие и те, где к тебе доброжелательно относятся. Например, «Уральская горно-металлургическая компания» устроила блог-тур таким образом, что со мной в шахту спускался один директор, а другой показывал производство. Всюду сопровождали первые лица компании, которым было не все равно, какие репортажи попадут в интернет. Или вот есть «РусГидро», а есть «Интер РАО». Вроде бы обе компании про энергетику, но подходы разные. Дело в человеческих отношениях. Для «РусГидро» я часто снимаю не только производство, но и социальные акции, хотя они не приносят никакой материальной выгоды. Но это дает полное представление о компании. Мне приятно, что можно позвонить туда и решить вопрос в считанные минуты. Пресс-служба абсолютно сама принимает решения. В «Интер РАО» согласования могут длиться месяцами и вопрос все равно не решится. Не люблю иметь дело с неповоротливыми в плане принятия решений компаниями. С «Лукойлом», например, у меня была очень сложная история. Я пытался съездить к ним много лет, а получилось только этим летом. И чтобы вы представляли картинку в целом - у нас в стране в принципе пока очень мало компаний, которые сами выходят с инициативой к блоггерам. 95% репортажей в моём блоге – это компании, которые нашел я сам и попросился приехать. Но в последнее время, по моим ощущениям, эта картина потихоньку стала меняться.

MediaModa: Блогер всегда работает за деньги? Насколько репортажи в ЖЖ могут быть объективными? 

Игорь Ягубков:Вести блог недешево. Это время, расходы с передвижением, апгрейд фотоаппарата, затраты на написание текстов… Даже для того, чтобы «держать» рейтинг – нужны деньги, потому что блог периодически нуждается в промо. Не секрет, что нормальный блог – это обычный бизнес. Но не всегда. К примеру, у моего ЖЖ задача  – показать, что промышленность в стране не умерла, заводов и предприятий много, некоторые из них настолько уникальны, что их аналогов нет нигде в мире. И вот на этом эмоциональном подъеме я часто езжу. Причем, если говорить о Пермском крае, то здесь у меня однозначная позиция – создавать бесплатный PR. Это моя социальная миссия и мой личный вклад, показать, что наш регион промышленный и инновационный. Инженерная столица России. Поэтому вдвойне обидно, когда в другие регионы приглашают, оплачивают проезд и проживание, а в нашем крае ты никому не нужен. Я много раз выходил на губернаторскую пресс-службу и даже на Басаргина, чтобы Пермь прозвучала в блогосфере, но никогда не чувствовал поддержки. Я надеюсь, что в регионе со временем пройдет некая «перезагрузка». Возьмем пример Тюменской области – на контрасте. Когда был «большой десант блогеров» в Тюмень и Тобольск, с целью показать жизнь и достижения региона, встречались и с губернатором области Владимиром Якушевым, я подошел к организаторам и рассказал о том, как занимаюсь пиаром  промышленных предприятий Пермского края. Через 20 минут мне позвонили и предложили сотрудничать. А у нас ничего дальше разговоров не идет. Наверное, поэтому Тюменский губернатор на третьем месте в рейтинге губернаторов России. 

MediaModa: Как ты стал Послом ЖЖ в Пермском крае и что дает это звание? 

Игорь Ягубков: Система послов ЖЖ существует уже три года. Это ежегодное звание, которое раздается региональным блоггерам. Послы ЖЖ по всей стране работают с бизнесом и властью, проводят «Школы блогеров», экскурсии и блог-туры, представляют свой регион в федеральных проектах. У них берут комментарии СМИ, их приглашают в передачи местного телевидения. Послы ЖЖ по всей России работают совместно и передают качественный опыт из одного региона в другой. Каких-то привилегий это звание не дает. Скорее накладывает дополнительные обязательства. В Пермском крае, скажу сразу, вообще Послом быть непросто. Здесь в принципе делать что-то - сложно.В промышленности я уже достиг определенной узнаваемости, пытаюсь «разбавлять» журнал другими репортажами, увеличиваю трафик. Репортаж про завод отнимает у блоггера уйму времени: проезд туда и обратно, репортаж, фото, интервью, чтобы разобраться в деталях производства…Но сколько человек прочитают репортаж про завод? 15-20? А если календари в стиле ню выложить? Шквал посещений! Несправедливо? Да. Но такова жизнь. 

MediaModa: Какой твой пост собрал больше всего просмотров?

Игорь Ягубков: Объективно, чтобы пост посмотрели, нужен «желтый заголовок». У меня не всегда так. Один из последних постов, который побил рекорды просмотров, был про Артек - «Артек. 27 лет спустя». Многие из нас там были, поэтому и есть всенародный интерес к этой теме. Получил триста с чем-то комментариев. «Живой журнал» часто хоронят. И неспроста: траффик действительно падает. Но надо понимать, что на то есть объективные причины: кто-то ушел в Фейсбук, в Контакт, появляются разные тенденции, к примеру, первые места рейтингов занимают сейчас «фито-няшки» - девушки, рассказывающие о похудании, или бьюти-блоги. 

MediaModa: Вернемся к промышленности, о которой ты пишешь. Понятно, что большинство предприятий – это неповоротливые механизмы. Если бы у тебя была возможность сейчас обратиться к директорам и назвать три причины, почему им стоит пригласить к себе блоггера, что бы ты сказал? 

Игорь Ягубков: Самая простая причина – популяризация рабочих профессий. Поиск хороших кадров – большой труд. Многие не знают, что на заводах сейчас - достойные зарплаты и созданы отличные условия труда. Кроме того, большинство предприятий законтрактованы, это значит, что люди не будут сидеть без дела. Другая причина – имидж. Предприятие ведь работает  не только на себя, но и на страну в целом. Сейчас эта консолидация очень важна. Это сила России. Инвестиционная составляющая. Блогосфера помогает создавать конкуренцию. Особенно если показать, где применяется продукция и чем она лучше. К вопросам пиара можно подойти очень по-разному. Возможности газеты ограничены количеством фото и набором знаков, возможности блога – практически бескрайни. Еще один аргумент – крупная компания должна присутствовать на разных площадках.  Аудитория перемещается, традиционные СМИ уже не единственное средство для продвижения … У любого ЖЖ-шника материалы автоматом транслируются в Твиттер, Фейсбук, ВКонтакт. Площадка совершенствуется под потребности аудитории.И даже если речь идет о маленьком предприятии, то и тут блоггер может помочь. Вот простой пример с пермским Promobot. Я съездил, сделал репортаж, и им удалось продать два робота в Краснодарский край. Это сейчас они уже крутые. А поначалу, я думаю, мой пиар здорово им помог! Или вот история с космодромом «Восточный», куда я ездил в мае 2015 года. Информационный фон там был настолько плохой и негативный, что обеспокоенные строители пригласили блоггеров. И мы ездили и пробовали обеды, смотрели, есть ли там мясо, фотографировали условия труда, рассказывая, что сложности позади, долги выплачены. 

MediaModa: Как выглядит Пермский край на фоне общероссийской блогосферы и в информационном плане в принципе?

Игорь Ягубков: Скудно. Пермский край сегодня – это пара групп в соцсетях, которые транслируют одно и то же. Они работают на одних и тех же пресс-релизах и общедоступных новостях, уникального контента мало, его почти нет. А блогосфера вообще представлена очень ограниченно. Особенно жаль, что у нас нет travel-блоггеров, которые могли бы рассказывать про уникальные места края. Мне кажется, это было бы круто! 

MediaModa: Тебе удается заниматься еще чем-то, кроме ЖЖ? 

Игорь Ягубков: Моя история – это когда хобби и профессия совпали. И я этим наслаждаюсь. Миллион триста – миллион шестьсот просмотров ежемесячно. Это больше, чем у некоторых региональных газет! К тому же, в промышленности мы № 1, мой блог в России на федеральном уровне знают лучше, чем в Пермском крае. И если говорить о том, где бы я еще хотел побывать, то я не загадываю. Буду рад любым предложениям. К примеру, у меня с энергетикой уже что-то вроде коллекционирования. Ну сколько можно уже станции эти смотреть? В моем ЖЖ выложены истории про 54 станции и сейчас у меня снова будет большой проект под компанию «Квадра»: за неделю мне покажут 9 ТЭЦ. Все они, по сути, примерно одинаковы, но … это уже страсть, я когда-то коллекционировал марки, сейчас – картины Лапшина, подставки пивные – у меня их порядка 13 тысяч.

MediaModa: Припомни какой-нибудь случай, когда твое блогерство открыло перед тобой какие-нибудь двери или твоя узнаваемость сослужила неплохую службу? 

Игорь Ягубков: Летом мы с семьей ездили в Крым и, благодаря ЖЖ, бесплатно жили в отелях. Показывали инфраструктуру и то, что отдых в Крыму вполне заслуживает внимания. Это порадовало. А еще однажды Слободин, глава «Билайн», который читает мой ЖЖ, будучи в Перми, спросил меня, чем помочь. Я сказал, что я много общаюсь и мне важна доступная сотовая связь. И мне сделали бесплатный тариф. Вообще, я убежден в информационной силе ЖЖ и верю, что он не умрет, а всех нас еще ждут интересные времена.

Фото: Роман Нугманов
Текст: Ольга чудинова