PERMFASHION – компания, стоявшая у истоков модного бизнеса в Перми. Ее основательница Татьяна Щеткина в эксклюзивном интервью для NB рассказала о рождении моды в Перми, о том, как добиться успеха в бизнесе и почему так важно любить дело, которым занимаешься.


Когда в 1997 году PERMFASHION появилась на рынке, для пермского потребителя по-настоящему модная и стильная одежда была в новинку. Как пришло понимание, что эту нишу пора заполнить? Почему именно Glenfield стал первым брендом, который вы привезли в Пермь?

Действительно, мы начинали свою деятельность с представления итальянской марки Glenfield. Без ложной скромности могу сказать, что этот бренд был в то время глотком свежего воздуха. Их качество – это легенда. До сих пор и у меня, и у некоторых наших клиентов есть несколько вещей из коллекций 2000-2005 годов, которые не утратили актуальности и не потеряли привлекательного вида. Это о многом говорит.

В середине 1990-х годов мне по роду деятельности часто приходилось бывать в Москве. Это были времена тотального дефицита, но в Москве уже стали появляться магазины с настоящими европейскими товарами, в частности, одеждой и обувью. Это было время формирования модного рынка в том формате, который мы наблюдаем сейчас.

Как-то, в очередной раз совершая покупку в одном из полюбившихся магазинов, я подумала: «Хорошо, что я часто бываю в Москве и могу покупать то, что мне нравится. А как быть людям (например, моим друзьям, знакомым, да и просто жителям нашего города), которые не выезжают так часто из Перми?». Тогда у меня зародилась идея открыть такой магазин в своем городе. Я встретилась с представителями торговой марки Glenfield, мы обсудили с ними варианты сотрудничества, и уже через пару месяцев проект был реализован. Впоследствии я поняла, что выбор бренда был совершенно правильным, так как Glenfield очень полюбился пермякам. Именно это и дало толчок к развитию направления моей деятельности.

Как изменилось отношение к моде у пермяков за эти 20 лет?

Во все времена одним из главных требований покупателей остается качество товара. По мере того как развивалась страна и как она открывалась миру, мы учились и узнавали, как может одеваться человек, изучали разные стили, напитывались информацией. С точки зрения моды жители Перми абсолютно отражают в своем гардеробе все основные модные тенденции. Этому способствует и миграция людей, и интернет-пространство, и работа фэшн-ритейлеров, в том числе и нашей компании.

Сейчас у Перми есть свое модное лицо?

Мы привозим актуальные коллекции – то, что носят в Европе. В целом, не могу сказать, что пермяки выглядят как-то иначе и отличаются от европейцев. Но в каждом городе есть свои особенности. Например, Питер достаточно серый и мрачный, и я знаю, что одежду там заказывают, в основном, темную, консервативную. Наши жители выглядят очень достойно, в плохую сторону точно ни от кого не отличаются. Пермские мужчины любят выразительно одеваться. Они выбирают яркие цветовые решения, интересные принты. Мы такие вещи берем на витрину, чтобы привлечь внимание, а они продаются в первую очередь.

Как бы вы охарактеризовали свой стиль?

Конечно же, я люблю стиль casual. Он дает и свободу, и удобство. Это тот случай, когда можно в любой ситуации выглядеть стильно, модно, комфортно себя чувствовать и быть уверенной в себе. Возможно, симбиоз этих характеристик и является основой в выборе брендов для работы. Все торговые марки, которые представлены нашей компанией, являются для меня лучшими для жизни.

За 20 лет произошел огромный скачок в модном бизнесе. В чем его особенности, отличающие от других?

У каждого бизнеса есть свои особенности и специфика. За 20 лет наш бизнес очень изменился. Если 19-20 лет назад в Перми был один более-менее нормальный магазин – «СТОметровка», представляющий импортные товары, то сегодня есть торговые центры, в которых можно найти одежду каких угодно производителей. Более того, возрастает наполненность рынка узнаваемыми, всемирно известными брендами. Конечно, это дает понимание, что мы живем в абсолютно другом времени.

Сейчас в сеть PERMFASHION входят 14 магазинов. Почему именно эти бренды вы привозите в Пермь? Чем отличаются коллекции для Перми от того, что закупают байеры в других городах?

Когда-то мы приняли концепцию открытия магазинов всемирно известных брендов и стараемся не отходить от нее. Это позволяет нашим покупателям быть уверенными в том, что именно эти бренды можно встретить в любой точке мира, что вещи, которые мы привозим, являются актуальными. Коллекции, которые закупают байеры, в каждом городе и каждой стране, безусловно, отличаются друг от друга процентов на 50, и это зависит, в первую очередь, от климатических условий, от предпочтений наших покупателей, от вкуса самого байера и так далее.

Пожалуй, самое важное, что влияет на выбор коллекций, – модные и стильные жители города, как я уже говорила. Наш покупатель любит яркие цветовые решения, модные фишки, не боится экспериментировать и следовать трендам. Это отмечают как представители брендов, так и гости нашего города.

Как сказался кризис на модном бизнесе? Какие решения приходилось принимать, чтобы стимулировать потребительский спрос?

Мы пережили уже третий кризис, и он оказался самым тяжелым. Хоть многие и говорят, что «кризис у нас в голове», позволю не согласиться, так как мы наблюдаем негативные тренды в продажах. Розница одна из первых узнает, что экономика находится в упадке. Мы первые считываем реакцию людей на происходящее: они пересматривают свое отношение к тратам, не покупают что-то только для поднятия настроения или потому что «просто понравилось». Люди отрезвели после достаточно большого периода удовлетворения своих потребностей. Покупки стали более взвешенными и расчетливыми.

Мы постоянно работаем над специальными предложениями для наших покупателей. Благодаря этому и более вдумчивым заказам мы не только не потеряли большую часть покупателей, но и смогли нарастить клиентскую базу. Около 20 тыс. человек стали приверженцами брендов сети PERMFASHION за эти годы.

PERMFASHION занимает лидирующее положение среди подобных компаний в Перми по представлению известных брендов и количеству магазинов. Расскажите о ключевых факторах успеха.

Когда я только начинала, то даже не мечтала, что всё может развиться в такую большую компанию. Я мало тогда знала о торговле и не представляла, будет ли магазин прибыльным. Мне просто было важно представить в нашем городе трикотаж Glenfield. А потом постепенно это занятие начало превращаться в бизнес. Появился второй, третий магазин. Я начала смотреть на это дело как на то, что приносит материальную прибыль и, конечно, моральное удовлетворение.

Еще один фактор успеха – люди, каждый день добросовестно выполняющие свою работу. К 2009 году у нас сформировалась стабильная команда. Я, конечно, могу быть и жестким руководителем, но мне всегда важно, чтобы специалисты развивались. Мы постоянно обучаем сотрудников магазинов и офисов, чтобы поддерживать высокий уровень. Это дает ощущение стабильности. У нас есть люди, которые работают в компании более 15 лет. Могу с гордостью назвать сотрудника, который работает с самого первого дня – Надежда Николаева. В PERMFASHION работают и члены моей семьи: супруг, дочь, сестра, племянница, и так же некоторые сотрудники привлекают своих детей для работы у нас – появляются свои династии.

Мой личный вклад в успех компании заключается в непреходящей любви к своему делу. Я счастливый человек, поскольку за 20 лет мне не надоело то, чем я ежедневно занимаюсь. Я верю в свои силы, и это позволяет мне и самой быть «впереди планеты всей», и команду держать на уровне.

Не отступать от намеченной цели и бескомпромиссно ей следовать – залог успеха компании. История PERMFASHION – это не история одежды или моды. Это история команды, которая стала настоящей семьей.

Как удается сохранять азарт и мотивацию в работе с учетом лидерского положения?

Я не рассматриваю бизнес исключительно с точки зрения прибыли. Для меня это – любимое занятие. Именно такой поход позволяет не терять азарт, силы и желание развиваться.

Как бы вы определили миссию PERM­FASHION?

Пробудить внутреннюю красоту людей, вдохновляя их на рост и создавая хорошее настроение – цель нашей компании; открывать магазины одежды и обуви всемирно известных зарубежных брендов стиля casual; предоставлять клиентам клубный сервис и обеспечивать обслуживание в соответствии с фирменными стандартами; оказывать личные консультации и помощь в подборе одежды, подчеркивая индивидуальность. Это то, зачем мы ходим на работу, и то, что покупатель получает, бывая в наших магазинах.

Расскажите о планах компании.

Наша компания не раз доказала свою готовность и способность развиваться, а также удерживать позиции в сложные времена. 20 лет назад у нас было два сотрудника, один бренд и ни одного постоянного покупателя. Благодаря стечению множества обстоятельств, а также тому, что наша команда постоянно пополнялась талантливыми единомышленниками, мы добились впечатляющих результатов. И будем идти вперед!

Благодарим за предоставленный материал журнал «National Business».